Skip to content

Гей-шансон! о_О?

Сентябрь 14, 2010

Да, есть на свете и такое! Вот, что про это говорит Lurkmore:

Александр Залупин (сидел, петушили) — первый и пока единственный гей-шансонье этой страны. Место обитания Залупина — Ростов-на-Дону. Его тексты — традиционные жизненные истории, написанные в большинстве случаев от первого лица. Эдакие описания нелегкой судьбы. Только в пику «нормальным пацанам», которые поют о тяготах «зоны», Александр вещает от лица тех, кто занимает там низшую ступень в иерархии. И все это с явным закосом под Аркадия Северного, с очевидной примесью Бори Моисеева. Залупин является объектом лютой ненависти «честных урок», которые не раз пытались набить ему лицо. Ознакомиться с творчеством этого несовместимого с жизнью персонажа можно, скачав его альбом здесь

А вот, что пишут уважаемые критики:

Неделя прошла с тех пор, как я скачал альбом Александра Залупина «Сладкий и Гадкий» — пожалуй, самый странный и яркий релиз последнего времени из попадавших в мои руки. С этого момента я будто бы играю в двойную игру.

С одной стороны сам альбом похож на поездку на американских горках и я, стараясь всё-таки избежать передозировки, отправляюсь в путешествие не более 2-3 раз в день. С другой стороны я поймал себя на том, что теперь с упорством маньяка тестирую альбом на своих знакомых тщательно фиксируя их реакцию на начинающего гей-шансонье.

Обобщая полученные данные, выясняется что существует 2 основных типа первоначальной реакции. Одни, послушав только первую песню и прокрутив кое-как остальные, наотрез отказываются слушать дальше, ссылаясь на пошлость и то, что они «не выносят мата». Как правило — это не очень много читающие, зато хорошо умеющие кое-что другое девочки, ханжи и какие-то совсем затюканные жизнью люди — да, есть у меня и такие знакомые. Для этой группы двери восприятия Александра Залупина и его чудесный мир закрыты навсегда, но их меньшинство, всего 15-20%.

Других, тех, которые слушают и даже вслушиваются в песни Залупина можно в свою очередь разделить на 2 подтипа. Первый — т.н. бугагага-подтип. Эти, как и большинство представителей подтипа 2, безудержно смеются — «ржут» и «офигевают», но их «афиг» заканчивается на «свежести материала», «крутизне стёба» и «конфликте формы и содержания» не идя глубже. Наконец, подтип 2 — слушатели, которые проникают в глубину и многослойность мэсседжа, как игриво написано на обложке диска Залупина, вникают в изящность музыкальных ходов, считывают музыкальные и текстовые отсылки, другими словами это и есть те кто отправляется в «увлекательное путешествие в мир Александра Залупина». Таких тоже не более 20 %.

Из моих наблюдений, моего опыта по распространению-изучению вируса «Александр Залупин» можно сделать вывод, что альбом «Сладкий и Гадкий» почти никого не оставляет равнодушным.
Один из первых вопросов, который задают реципиенты — это : «И что и вправду есть такой Залупин? Кто он такой? Сидел?» Надо сказать, что вопрос «Who is Mr.Zaloopin ?» интересует меня в последнюю очередь. Гораздо более интересными представляются другие вопросы. Мне хочется понять этот совершенный продукт, ведь Залупин будто собрал идеальный музыкально-текстовый конструктор, состоящий из моментально запоминающихся и бесконечно крутящихся в голове мелодий, сэмплов, лупов (ни отсюда ли ZaLOOP’in ?), крылатых и почти крылатых… фраз. Мне хочется понять чем и каким воздухом дышал этот самый Залупин или его создатели, чтоб создать ТАКОЕ, не укладывающееся в рамки медиасущество? Я думаю о том, как мне очистить эту капусту, как взломать все эти ларцы, перебить всех этих кроликов и уток (петухов?), чтоб добраться до первородного смыслового зерна каждой песни. И наконец, меня интересует каким будет мир русской музыки после этого альбома ?

Залупин, использовав все возможные штампы шансона и многие попсы, все эти — эхо после слов, одинаковые ударные, двух аккордные басы, «баянистые», в обоих смыслах, синтезаторы, эти смешные и страшные химеры, попытки сплавить шансон с клубной музыкой, да ещё присовокупив к этому что-то классическое, потерянное в момент когда шансон стал просто кабацкой музыкой… Весь этот гремучий бульен смыслов и стилей отправляет нас в такой культурологический поход, который рискует обернуться революцией!

В тоже время «Сладкий и Гадкий» — продукт универсальный : я одинаково могу представить его звучащим его из окон маршрутки или пацанской девятки, когда подвох может быть так и не распознан, в сэте драмнбэйс диджея или закачанным в айпод музыкального гурмана между каким-нибудь новомодным индипопом и классической электроникой.

К песням Залупина как нельзя лучше подходит редко употребляемое сегодня слово «поучительные». «Танго-кокаин» о том, как за наркотическим весельем и развратом, кажущимся даже любовью, приходит похмелье, омерзение и разочарование — «кончился и секс и кокаин, я сказал : «Иди-броди, кретин». Песня изящно раскрывает гомосексуальную природу наркотика — «Ко-ко-ко-ко-ка-ко-ка-кокаин». Баллада, или правильнее в данном контексте сказать «медляк», «Ночь» о том же — «Мне надоел секс, гей-клубы вся эта дрочь…», об экзистенциальном кризисе и невозможности спрятаться от него в увеселениях, только здесь вопрос ставится ещё глубже, острее и болезненней. «Раки» — «Груз 200» на залупинский манер, проодесский боевик, игра в классика Аркадия Северного, о том, что не стоит пьяным ездить за раками — «по раки», а то сам «станешь раком». Следующая за ней семисполовинойминутная эпопея «Ягуар», как в мультфильме «Остров сокровищ», сэмплы из которого использует Залупин — «Песня о вреде пьянства», история про то, до чего может довести употребления алкогольного коктейля, больше похожего на ядохимикат «…И повёл себя я как самый последний дебил». По моим наблюдениям это первое подобное музыкальное высказывание современного времени. За ней следует и вовсе христианский «Гривотряс» — песня о том как Залупин простил подлого обидчика — «…Я забыл, и простил, и оставил…», а того потом покарала судьба — «В цирке лев типа обезглавил, оказалось, то был Гривотряс …». Тут интересна этимология наказания — «трясущего гривой» на тюремном жаргоне активно соглашающийся с тем, что ему говорят для вида, на деле же придерживающегося иной точки зрения, съел главный обладатель этой гривы — лев. «Бьеннале» с рефреном «Мы ебали ваши бьеннале» о проблемах современного искусства, с его тонкой гранью между тем самым наебаловом и чистотой, и о том, как это искусство воспринимается зрителем. Заглавная песня альбома «Сладкий и Гадкий», опять-таки, как в «Острове сокровищ», «Песня о жадности», о том, как молодой любовник Залупина, любивший деньги — «…так хотел, чтобы было сладко», «получил под жопу пяткой». Даже первая песня альбома, неслучайно первая, «Колбаса», эдакий залупинский «Тролололо», тоже имеет поучительный характер. Это о том, во что может превратиться прекрасная старая песня, исполняемая честным певцом, если её бесконечно эксплуатировать. Этот психоаналитический триллер из романтического «Чёртово колеса» делает «Колбасу» : хочешь ешь, хочешь соси, потребляй как можешь. Собственно, кроме фаталистичных и, видимо, ранних «Судьбы» и «Мамы», какой исполнитель шансона не имеет песню про судьбу и маму, все песни несут некоторый моральный заряд.

Можно сказать, что Залупин растёт внутри альбома от греческого фатализма к христианскому восприятию с его греховностью мира с одной стороны и богосотворённостью с другой. Залупин в альбоме проделывает Путь — от кабацкого звучания к модному, от бедности к богатству, от уныния и трагедии к (само)иронии. Собственно, в этом сочетании иронии и трагедии, высокого и низкого … сладкого и гадкого и есть Сила Залупина. Действительно, кто нынче в поп-музыке и шансоне готов действительно посмеяться над собой? Где те герои Аркадия Северного, которые в каждой второй песни попадали в глупое положение, «фраернулись», совершили неудачное преступление и т.д. ? Залупин со своим «Сладким и Гадким» отдувается за них всех! «Сладкий и гадкий» — лучше и не скажешь. Сладко слушать, да гадко может стать потом, организм не переварит такую дозу откровенности и последствием может быть рвота.

Весело, весело мажет кисточкой из петушиного пера Залупин, но картина выходит грустной и пронзительной. Мягко стелет свою обложенную подушками и окаймленную дорожками кроватку, да жёстко будет спать.

Залупин ставит перед лицом русской поп-музыки зеркало, отображая и преображая её реальность. «А где же тема лишнего человека ?» — спрашивает Залупин. И тут же отвечает -«А вот она!», выпрыгивая, как чёрт из табакерки, как петух из курятника.

В «Сладком и гадком» вырисовывается портрет поколения «человека развлекающегося», его проблем и фрустраций. В этом смысле Залупин произвёл не просто сборник гей-гимнов, а скорее набор анти-пидорских-манифестов и может действительно Залупин — «пацан нормальный, хоть и петух опущенный», как пишут о нем в модных блогах, или художник хоть и «сидел 16 (!) раз».

Музыкально альбом решён не менее интересно и изящно — Залупин из одного рукава сыплет музыкальными цитатами, из другого фразами из поп-песен. Заглавный трек «Сладкий и гадкий» сразу отсылает к Нью-Йорку и Вуди Алену, начинается со слов «Ты так хотел, чтобы было сладко…» и тут же вдруг «Колбаса» — явный кавер на магомаевское «Чёртово колесо», «Танго-кокаин» — гибрид одноимённой песни Моисеева и вроде как шансона про русского кота, «Ночь» — медляк а’ля Тони Брэкстон и «белый танец» в «пионер»-лагерях, «Раки» вечная классика шансона. «Судьба», «Мама» похожи на весь шансон разом, и тематически и музыкально.

В музыкальной ткани альбома из под кабацкого и шансонового звучания постоянно «торчат уши» модно-хипстерских IDM, драмэнбэйс, гараж и ещё чёрт знает чего. Создаётся впечатление, что как музыканту, Залупину в какой-то момент надоело делать «тупо шансон» и он пустился во всё тяжкие. В этом видится ирония над попытками безвкусно «примоднить» современный шансон, особенно посредством прививок стилей типа «рнб», «хаус» и «транс». Музыкально альбом при всей своей стилевой пестроте и противоречивости выглядит вполне цельно». Со всем перечисленным в музыкальном плане соседствует вещи, в которых будто бы что-то зазвучало не так — сломался синтезатор, пробился лишний звук или, того хуже ,звук совсем исказился, перешёл в другой музыкальный стиль что ассоциируется уже с нойз музыкой. В первой «Колбасе», начинающейся так апокалиптически, будто это саундтрэк к «Теримнатору», по мере «разгона» трека, гаражовый бас становится всё более мокрым, вызывая сексуальные ассоциации, а мелодия под конец «рвётся» в лучших традициях лэйбла Warp. Один из синтезаторов в «Танго-кокаин», с нарочито примитивной мелодией звучит как скрип избушки на куриных ножках. Минуя ортодоксальную «Судьбу», слушаем ортодоксальную же, на первый взгляд, «Маму», которая заканчивается фарсом в духе «The Residents», когда слово «Петух» заменяется кукареканьем из будильника, а сам трек резко обрывается скрэтчем, духовыми и губной гармошкой, видимо намёк на рот и анус? Затем напичканные сэмплами из «Острова сокровищ», «Ананасового экспресса», каких-то игр и кажется всего Аркаши Северного «Раки». Потом, имитирующий концертное выступление «Гривотряс», драм’н’бэйс-шансон? После чего классический, засасывающе долгий (07:30), но слушающийся тем не менее на одном дыхании, «Ягуар». Действующая по тому же, что и «Танго-Кокаин» принципу поломанного синтезатора и скрипочки на тот же манер — «Биеннале», вдруг резко обнажает интерес Залупина к современному искусству и посылает нашего героического гей-шансонье на самые «продвинутые» выставки и перформансы современности включая ещё одно измерение творчества Залупина. Композиция «Ночь» начинается со слов «Стрекоза любви не летит», цитата в квадрате! Цитата цитаты! Симулякр симулякра! Новый Коля Воронов и Quest Pistols? «Ночь» — окончательная ломка, где из душераздирающе грустных звуков кабацкого медляка собирается, классический «хрустяще-трещащий» айдиэм трек. И наконец, «Сладкий и гадкий» — квинтэссенция альбома и кажется всего шансона, точнее его преображения. Залупин проявляет здесь свою объединяющую силу — звук такой, будто трек делался одновременно в Южном Лондоне и в кабаке на Левом берегу Енисея. Вместе с тем наступает полная десакрализация жанра — звучание настолько минималистично и в то же время «в стиле», что дальше идти просто некуда — шансон сломан и кабак разрушен, «нога» Залупина стоит на его поверженной груди.

Есть серьёзное подозрение, что Залупин и стоящие за ним люди вышли на нечто посерьёзнее, чем играючи «простебать» шансон. Через гей-шансон есть шанс дать русской музыке новую жизнь. В этой связи возникают параллели с творчеством Сорокина и Пеперштейна. Александр Залупин казалось бы калеча и ломая, переводит музыку на новый уровень, в другое измерение, освобождает её от провинциальных комплексов и страха неполноценности. Залупин парадоксальным образом «входит» в тело русской музыки и явно «имеет» там нишу и место. Не секрет, что многие субкультуры, музыкальные направления, пуская корни в России, значительно коверкаются, приобретая тот самый приблатнённый, шансоновый душок. В то время как другие музыканты пытаются делать «евростандарт» — сшансониваясь по итогу, Залупин берёт за другой конец, ломая стили и клише, выглядит Апполоном, где остальные годятся только стать атомами его постамента, а любые попытки оскорбить его и недоосмыслить, выглядят на нем кровоточащими ранами Святого Себастьяна. Чёрный ход на глазах становится парадным, и стоит ли обращать внимание на то что дураки и ханжи не понимают что петухи поют лучше чем быки, бараны и козлы!

Арсений Троцкий, музыкальный и художественный критик. Москва.

Отсюда и сюда

Реклама
3 комментария leave one →
  1. Сентябрь 15, 2010 9:36 пп

    А кто такой АРСЕНИЙ Троицкий?

    • mazout4ik permalink*
      Сентябрь 16, 2010 10:06 дп

      гугл говорит, что он музыкальный критик (слишком много троицких-критиков что-то..) и даже очень неплохой. а больше я сказать не могу..

  2. Сентябрь 16, 2010 12:59 пп

    Просто есть музыкальный критик АРТЕМИЙ Троицкий, мнение которого не просто много значит, а на самом деле МНОГО значит, по крайней мере для меня.

    Вот я и спрашиваю.

    Кстати, у меня опубликовано интервью с одном из претендентов на Mr Gay Europe — как на счет перепоста со ссылкой?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: